Методология проектирования и экспертной деятельности.
СМД-подход.

 

Эксперт: с образованием во всем мире что-то не так.

E-mail Печать PDF
( 1 - рейтинг пользователей )

Интервью Петра Щедровицкого методолога и философа, основателя и руководителя Школы культурной политики 11.03.2011 латвийской радиостанции 93,9 FM. Информация с сайта www.mixnews.lv

 ...

Почему встал  вопрос  об образовании? С образованием что-то не так во всем мире?

Да потому что глобализировался  рынок труда!  Люди стали гораздо более мобильными! И как только Вы представите себе, что 1/3 населения мира (2 млрд. человек) находятся в постоянном движении, меняют отрасли применения, места проживания, вообще могут уехать на другой край мира и найти себе там работу более  выгодную и более соответствующую их желаниям и карьерному росту, чем они имеют сегодня, то увидите, что этого не было никогда. И не будет через какое-то время, когда это примет некую определенную структуру!

Не будет почему? И какую структуру все это может принять? 

Во первых, идет консентрация населения в крупных городах – мегаполисах. И экономическая активность сегодня, если Вы посмотрите на то, как устроена экономика, например Европы, то увидите, что львиную долю всего производства делают в двух-трех крупнейших регионах. Если посмотрите на Японию, то выясните, что в одном регионе производят 50% валового внутреннего продукта. А вся остальная страна может только удерживать вот эту инфраструктуру и немножко соучаствовать в процессе экономического развития. Поэтому туда стремятся самые квалифицированные кадры.

Для нас это как бы больной вопрос, потому что у нас в Латвии пытаются одновременно глобализацию совместить с какой-то концепцией национального государства.

Знаете, это не только Ваша проблема. Это проблема всех малых стран Европы… Это все равно, как «топить с открытой форточкой»…

У нас же работорговли нет? Рабство отменено. Поэтому человек свободен, он движется, и когда мы говорим про человеческий капитал, нужно понимать, что бенефициаром всегда является сам человек. Он в себя вкладывает и хочет получить максимум и сегодня.

То есть, Вы имеете ввиду, что государство вкладывает в образование этого человека, учит, учит, учит… А потом человек ищет, где лучше. Да?

Конечно!

Он не может найти себе место, и …

Ну если нет адекватных его запросам рабочих мест, уровня заработной платы, комфортности среды обитания, то он, естественно, будет искать другое место приложения собственных сил.

То есть такое безвыходное положение. Латвии не стоит прилагать усилия в том направлении, чтобы  создавать здесь условия комфортные?

Вы же самоопределились с тем пространством, где Вы находитесь и хотите находиться – большая Европа? И в Европе сегодня вырабатываются общие подходы к образовательному процессу. Общие стандарты, общие принципы. Поэтому, как только Вы для себя решение приняли, в Европу вошли, Вы должны жить по этим законам.

А как же такие понятии, как патриотизм, любовь к родному уголку..

Каждый человек по своему относится к этим понятиям. Каждый человек по своему определяет, где его малая родина и как он отдаст дань культуре, истории из которой он произошел.

Сейчас еще говорят о том, что подготовка «гуманитариев» спасет наше государство. Как Вы относитесь к такой точке зрения?

Честно говоря, я не нахожусь в контексте этих дискуссий, но хочу сказать, что все страны сейчас испытывают дефицит инженеров.

Дело в том, что мы сейчас переживаем сразу несколько таких серьезных переходов. 

Во первых, переход от промышленных типов деятельности к сфере услуг. Понятно, советский союз отстал в этом вопросе, поэтому мы догоняли, менялась пропорция. Известно, что в современных странах до 50%, а может до 60% населения работает в сфере услуг. В широком смысле этого слова.

С другой стороны – постиндустриальная революция. Что это такое? Это технологические нововведения – компьютеры, программное обеспечение, биотехнологии, наноматериалы… Это совсем другие виды деятельности. Если вы получили гуманитарное образование вряд ли вас кто-то возьмет в эту сферу – вы там просто не нужны. Здесь нужно фундаментальное образование – математика, физика, нужно разбираться в естественных науках, современных технологиях. А это другой образ профессионала.

Несколько лет назад Латвия в сфере образования, проводя свои реформы, отказалась от того, чтобы сдавать в средей школе физику и математику, кажется, в обязательном порядке. Т.е. ученики могли выбирать надо им сдавать или нет. На сколько я слышала, Россия тоже к этому идет?

Помните короля из Сент-Экзюпери, который командовал вслед, потому что иначе было бы как-то странно. Процесс уже идет, а он не учавствует. Я думаю, что это похоже на этот образ. Потому что, давайте будем честными, мы не можем обеспечить качество подготовки на том уровне, который удерживался, скажем, в Советском Союзе или существует в некоторых привелегированных школах Европы или США. А раз так, то чего «надувать щеки»? И я думаю, что определенная честность в отказе от обязательности подобных требований есть. Это реализм. 

Надо смотреть на то, как мы строим подготовку учителей для среднего и высшего образования. И мы должны понимать, что удержать тот уровень просто не удается.

Но Латвия отказалась теперь от этого. Мы поняли, что нам нужны теперь физики, математики, инженеры и т.д. А Россия не наступит на те же грабли?

Поняли-то вы поняли. А как вы это обеспечите?

Я читаю лекции в некоторых ВУЗах и уровень падения качества школьного образования настолько заметен, что не нужно быть специалистом, чтобы это увидеть. Первые два года бакалаврата – это фактически то, что раньше проходили в старших классах школы.

Мне приходилось беседовать с ректором Латвийского университета, и он сказал, что если человек хочет (по опыту одного из американских ВУЗов), но никогда не учил, например, физику в школе, но очень хочет и приходит к ним, то он выучит и будет физиком. Т.е. все нормально. Ничего страшного, что сейчас физики нет в школах…

Ну, дай Бог. Я в это не очень верю.

Я думаю, что реальная специализация, реальное мышление закладываются довольно рано. Иногда даже до школы. И потом, в течении длительного времени человек становится профессионалом.

Ускорить этот процесс, по моему, никому еще не удавалось. Он занимает 10-15 лет, и мы должны быть реалистами в оценке того, что можно сделать за год-два. Короткие программы – это все очень здорово. Но если есть база.

Получается страшная картина – качество образования падает, люди не хотят учиться, а что в перспективе? К чему это приведет в глобальном смысле?

Безусловно, возникают некие новые формы деятельности. Если речь идет об инженерной сфере, то сегодня широко распространяется методология и идеология управления полным жизненным циклом объектов. Возникают новые профессии. Например, системный инженер. Человек, который может мыслить о техническом объекте в масштабе 50-80-100 лет – ровно столько функционирует этот объект до того момента, пока мы его закроем. И вообще-то по современным стандартам мы еще должны привести то место, на котором он построен в первозданное состояние. Это вообще должно быть заложено в проект. Поэтому, если представить, что этот объект живет больше, чем человек (или соразмерно с его жизнью), то это принципиально меняет требования к проектированию, к подбору узлов и комплектующих, к синхронизации сменности, к учету будущего вывода из эксплуатации, созданию единой информационной системы и обеспечению постоянной работоспособности, не смотря на смену программных средств,  и т.д. и т.п. 

То есть возникает фактически новая сфера деятельности. А внутри нее, безусловно, есть место для техников, для специалистов, которые работают в этой «машине деятельности», созданной системным инженером, по определенным правилам. И требования к ним гораздо ниже. Поэтому возникает иерархия инженерного труда. И когда вводятся различения на бакалавра, на первые два года подготовки, на вторые два года, и далее выше, то человек к этой системе приноравливается, идет до определенного уровня и на каждом из этих уровней он может уйти работать. Найти себе место. И он может потом вернуться в эту систему…

Вот идеология, которая была раньше, что человек учится шесть лет подряд, а потом пошел на работу, сегодня уже не может функционировать. Нужны несколько таких ворот – gate-ов (входов и выходов), более того, между ними может проходить несколько лет работы, чтобы человек осознал, что ему нужно, на сколько он готов идти дальше и встречаться со знаниями более высокого порядка. 

И это, повторю, гигантский труд. И в том числе нужно взвесить экономику этого процесса. Американцы говорят, что столько сколько ты заплатил за пять лет (или за четыре года) обучения, ты потом должен получать в год. Есть такое рабочее место, которое даст такую оплату? Или ты должен уменьшить свои амбиции, свои требования и какое-то время поработать на более простом рабочем месте. Увидеть, что получается, что не получается, чему надо дополнительно научиться – сформировать заказ на образование. Тогда эффективность будет гораздо выше.

А вообще реально найти такое место?

В тех странах, которые имеют устойчивую экономику да, безусловно.

...

Информация с сайта www.mixnews.lv

 

YOU ARE HERE: СМД СМД сегодня Эксперт: с образованием во всем мире что-то не так.

Интенция (лат. intentio "стремление") - направленность сознания, мышления на какой-либо предмет. В основе такой направленности лежит желание, замысел. Буквально: "то, что ведет меня изнутри туда, куда я хочу".