Методология проектирования и экспертной деятельности.
СМД-подход.

 

О Школе СМД-консультирования и саморазвития. Уже история.

E-mail Печать PDF
( 0 - рейтинг пользователей )

Фрагменты встречи С. Дидковского – методолога школы СМД консультирования
и саморазвития с участниками клуба СМД в г. Киеве.
 
… Первую обучающую программу свою я создал  в 1998 году. Потом в университете я бесконечно экспериментировал с различными учебными формами, потом в КАПППе мне предложили сделать чуть более расширенную учебную программу по ОМИ, многоуровневую. Я ее создал, но она там так и не пошла. И вот, когда Рома Бабич предложил сделать школу СМД-консультирования, я доработал  и развернул  эту программу до трехлетней.
Вся школа построена на схеме мыследеятельности и идеях содержательно-гинетической логики. В чем их суть? В том, что никогда не надо спешить. Процесс нужно строить медленно.
Нужно начинать запускать учебные процессы, наслаивая их один на другой. Начинать надо с простых вещей – с психотехнических. И вести в рамке обучения.
 
 
И мы начали с обучения. И в основание мы положили то, что с моей точки зрения в современной психологии отвечает СМД – это Давид Гроуви, это Воутон и другие последователи идеи символического моделирования. Там в основании лежит идея схематизации, как говорят в СМД. Но в психологии, как правило, схемы и модели не различают, поэтому мы иногда это как синонимы употребляем. 
Задача была очень четкая – ввести участников в управление состояниями путем моделирования и схематизации. Т. е. брать состояния, как объекты технического отношения, переводить их в модели и затем, трансформируя модели, изменять состояния. Первая сессия школы под эту задачу и строилась. 
Вторую школу мы строили более сложно. Потому что по отношению к состояниям появилась вторая учебная задача – это управление отношениями. И у нас группа усложнилась, появилась двухуровневая группа. Участников. Первая группа, которая прошла первый курс, занималась уже моделированием отношений. И в ядро работы с отношениями мы положили обычные НЛП техники, такие как  трехпозиционный анализ, и расширили их до СМД-шной парадигмы.
Поэтому учебная задача второй сессии была тоже простая. Нужно было взять какие-то сложные конфликтные отношения, и перевести в партнерские.  Для этого провести моделирование, т.е. определить людей, которые входят в эти сложные отношения, определить количество позиций, перевести людей в позиции, потом определить путь прохождения позиций и разработать программу улучшения отношений. Вот та одна единственная учебная задача, которая была для этой группы.
Но уже на второй сессии  появились элементы ОДИ. Почему? Потому что мы начали включать межгрупповые встречи. Были работы групп, но были и межгрупповые задачи, где мы обсуждали принципы схематизации и моделирования.  И у нас уже две задачи учебных одновременно решалось. Но учебных повторяю.
Третья сессия школы была посвящена игротехнической работе. И она усложнилась структурно. Почему? Потому что ядром СМД является функциональный анализ. Не анализ отношений и анализ состояний, а функциональный анализ.  И третья сессия школы – это работа с функциями. Собственно говоря, только отсюда мы начали активно захватывать не только методы схематизации, взятые из СМД, но и то типичное содержание, с которым СМД работает – с функциями, с функциональными структурами. Собственно здесь мы перешли к подготовке участников  к работе с коллективным субъектом в ОДИ-форме. 
Поэтому на четвертой школе это все и произошло. На четвертой школе по замыслу мы должны были сыграть в ОДИ. У нас была задача подготовки игропрактиков. А как можно готовить игропрактиков? Только одним образом. Провести учебную ОДИ. И к нам пришел ООО «N», на материале которого мы и провели подгоовку игропрактиков.  И сейчас можно утверждать, что мир к нам расположен, поскольку к нам приходят те участники и в таких составах, которые нам необходимы по учебным задачамУлыбка. И это происходит само-собой. И на материале коллектива этого ООО и их организационных проблем  мы учились играть в ОДИ. И соответственно появились функции руководителей ОДИ и началась их подготовка.
Вот в этой точке произошло завершение обучения. Обучение на этом закончилось, как базовый процесс. Последняя обучающая программа была посвящена обучению игротехников тому, как строить и вести группу в  ОДИ. И она закончилась на четвертой сессии. Поскольку руководителей ОДИ нельзя обучать. Можно лишь развивать.
На пятой школе ключом стало развитие. И там мы уже проводили ОДИ, цель которой состояла в следующем. Руководители ОДИ есть.  (Это небольшая группа участников из школы, те кто поняли,  что такое есть ОДИ и как ее проводить.) И они должны теперь начинать себя презентировать. Поэтому задача пятой школы была одна – презентация ОД-форм работы СМД-консультанта.
Естественно нужно было понимать, что не все собираются быть руководителями ОДИ, поэтому презентировать нужно было дать возможность учиться каждому и разное. В зависимости от того, как человек себя мыслит. Кто-то презентировал себя, как писателя рассказов и издателя, кто-то – как продвигателя школы СМД, кто-то как консультант, кто-то как руководитель ассоциации, и т.д. Т.е. каждый имел право презентировать себя, как он считал необходимым и мы двигались от мечты через экзистенциальные ценности к деятельным презентациям. И если человек сталкивался с тем, что он не самоопределен, ему было тяжело. Именно поэтому программа этой школы была наиболее сложная. Она была построена на схеме Петра Щедровицкого «Формирование СМД-рынка», куда каждый мог включиться со своими интересами. 
Вот приблизительно такова логика движения Школы и ее форм организации.  От обучения к развитию. Все те, кто ориентировались на пятой сессии  на обучение оказались в сложной ситуации – программа полностью поменялась. Базовый процесс полностью изменился. Основным процессом стал развитие. Развитие чего? Себя. Как кого? И нужно было самоопределяться. Определять свои интересы, формировать результаты, думать о том, в каком коллективе я буду это двигать дальше и презентировать это умение.
Задача очень сложная. И, конечно же, за пять дней – ее не все могли решить - это было очень сжатое и концентрированное движение. Вообще-то на это нужно несколько лет, чтобы это продумать и по этим шагам индивидуально пройти и осознанно встроится в процесс формирования рынка СМД-услуг. Поэтому я понимаю тех, кто говорит об ощущении завершенности Школьной программы. Им всем надо додумывать ответы на вопросы школы, - так чего же я хочу? Как это перевести в действия? Как включить в это действие других партнеров? - И это совершенно не обязательно должно быть связано с консультированием или игротехникой. И в этом смысле я понимаю Рому, который сказал, что надо к названию школы добавить несколько слов. А именно: Школа СМД-консультирование и саморазвития... 
 
25.04.2011. г. Киев
Редакция 31.05.2011. Г.Школьный


YOU ARE HERE: СМД СМД сегодня О Школе СМД-консультирования и саморазвития. Уже история.

Интенция (лат. intentio "стремление") - направленность сознания, мышления на какой-либо предмет. В основе такой направленности лежит желание, замысел. Буквально: "то, что ведет меня изнутри туда, куда я хочу".