Методология проектирования и экспертной деятельности.
СМД-подход.

 

Принципы СМД-подхода

E-mail Печать PDF
( 1 - рейтинг пользователей )

Основные методологические принципы, задающие формы анализа и проектирования деятельности в рамках СМД-подхода.

1. Принцип рефлексии

Любое общественное явление или ситуацию нужно рассматривать как минимум с двух точек зрения: 1) внешней, исследовательской; 2) внутренней, включенной (с точки зрения участника ситуации). Тогда, знание о данном явлении или ситуации формируется за счет конфигурации двух разных знаний, полученных из названных позиций. 

В СМД-методологии рефлексией был назван переход с одной позиции на другую, превращающий прошлую деятельность (ситуацию) в объект анализа и изменения.

В.А. Лефевр придумал несколько примеров, показывающих, что делает рефлексия по отношению к знанию, а вместе с тем – по отношению к выбору стратегий человеческого поведения. Вот один из примеров образования рефлексивных знаний.

В город приехал цирк. Человек вышел на улицу за покупками и увидел, как на центральной площади устанавливается шатер цирка. Человек вернулся домой, включил радио и услышал, как по радио передали, что в город приехал цирк. Вопрос: получил ли он новое знание в результате прослушивания передачи по радио, по сравнению с тем знанием, которое он имел до этого?

Большая часть ответов, которые обычно дают на этот вопрос, состоит в том, что человек не получил нового знания. Правильный ответ с точки зрения теории рефлексии – несомненно, новое знание получено. Человек теперь знает, что все, кто прослушал сообщение по радио, знают, что в город приехал цирк. Из этого напрямую вытекают реальные действия этого человека, связанные, например, с покупкой билетов.

Теоретический тезис СМД-подхода заключается в том, что наша деятельность пронизана рефлексией. Т.е действуем мы, опираясь, прежде всего, на рефлективные знания. 

2. Принцип эпистемологической стратегии

Поведение человека в конкретной ситуации определяется не столько структурой самой этой ситуации, сколько его представлением о ней.

Необходимо понимать, что в ситуациях практической деятельности знания оцениваются не столько на истинность, сколько на реализуемость. Люди употребляют знания для организации своей деятельности независимо от того, истинны они или нет. Если люди идут на костер за убеждения, то мало толку в констатации того, что содержание их убеждений (знаний) не является истинным.

И в эпистемологии существует концепция «истинности» знания, которая исходит из того, что последнее считается истинным, если оно может быть непротиворечиво включено в соответствующую систему. Эта концепция истины пришла на смену гносеологической (исходящей из того, что знание истинно, если оно «соответствует» объекту, или если содержание знания «отражает» устройство (структуру) объекта как-он-есть-на-самом-деле) и методологической концепции (в которой знание истинно, если оно получено с помощью правильного метода).

Поэтому добиться совпадения систем знания у двух и более субъектов, вовлеченных в одну деятельность, чрезвычайно трудно (а может быть – и невозможно в принципе). Каждый субъект сформировывает свои (отличные от других) знания о чем-либо. 

3. Принцип развития

Есть типы деятельности (управление, финансовый менеджмент, стратегический маркетинг, организационное проектирование, региональное планирование и т.д.), которые возникают и формируются только в тот момент, когда делается предположение, что будущее должно быть отлично от того, что есть сегодня.

Самая общая характеристика принципа развития заключается в том, что будущее, т.е. то, чего нет сегодня и что еще только появится, признается более ценным, а вместе с тем более реальным, чем то, что есть сейчас. Такой перенос реальности на то, чего нет и что только может (должно) быть (стать) в результате неких целенаправленных усилий (действий или не действий), становится возможным в результате особой организации мышления и рефлексии, принятия особых представлений о развитии в качестве организационно-мыслительных.

В рамках СМД-подхода утверждается, что развитие является тотальным (всеобщим) только в замысле (проекте), в мышлении. Это означает, что реализация принципов развития на практике и формирование зон развития всегда происходит локально, т.е. всякий акт развития индивидуален.

4. Принцип различия функционального и морфологического в системах деятельности

Человеческая осмысленная деятельность связана, прежде всего, с установлением назначений и определением функций окружающих предметов и вещей (в том числе сложных деятельностных образований).

Мы как бы приписываем предмету определенные функции в нашей деятельности, и с этой точки зрения его характеризуем.

Попадая из одной деятельности в другую, предметы переносят и систему функциональных ожиданий; образно говоря, предмет «хочет», чтобы его употребляли в соответствии с его организацией (приписанной ему ранее), он «наводит» определенный способ своего употребления. Однако, стоит различать функциональное место предмета в системе деятельности и наполненность (морфологию) этого места. То, чем бьют по гвоздю, не всегда есть молоток.

17.11.2011г.

Г. Школьный

По материалам работ П.Г.Щедровицкого

www.shkp.ru

 

YOU ARE HERE: СМД Что такое СМД Принципы СМД-подхода

Интенция (лат. intentio "стремление") - направленность сознания, мышления на какой-либо предмет. В основе такой направленности лежит желание, замысел. Буквально: "то, что ведет меня изнутри туда, куда я хочу".