Методология проектирования и экспертной деятельности.
СМД-подход.

 

Освоение средств СМД-подхода для самообучения и саморазвития

E-mail Печать PDF

 Что такое обучение? За счет чего оно реализуется? какие результаты при этом достигаются?

Сегодня, разделяя общее понимание слова "развитие", многие прячут за него различные, как формы, так и методы работы. Но все они сводятся к увеличению, приумножению каких-либо знаний, информации, навыков и т.д. Есть учитель (тот, кто развивает) и ученик (развиваемый). Задача первого – передать второму некоторое количество информации, выводов из нее и, иногда, наиболее вероятных и возможных способов ее употребления.

Соглашаясь с тем, что любое развитие основывается на обучении, в СМД-подходе оно рассматривается иначе.
 
Что подразумевается под словом обучение? 
Обучение – это особый вид деятельности, которая характеризуется овладением какими-либо средствами другой деятельности. Учебная деятельность направлена на преобразование самого себя. При этом взгляд учащегося обращен на представление о собственных целях; на то, каким он есть в настоящий момент – на свой образ; на то, кем он должен стать, чтобы свои цели реализовать и на свое представление о процессе перехода от текущего состояния к желаемому. Совокупность и проработка этих представлений и есть учебной деятельностью участника.
 
Как оно реализовывается?
Участники обсуждают свои насущные ситуации, сами для себя открывают в них совершенно новые смыслы, получают из этого знания и тут же превращают эти знания в средства решения существующих проблем. То есть, вся работа строится по принципу рефлексии. Не от новых концепций и кейсов, принесенных извне, а на основе критического взгляда на собственные действия в реальных жизненных ситуациях, осознании собственных ограничений и поиске потенциала для роста.
 
Если нет новых теорий и концепций, то за счет чего происходит обучение?
За счет изменения представления об окружающей ситуации и возможностях ее решения. Новые знания, навыки и опыт рождаются и создаются каждым участником тут же, в той форме, которая удобна, понятна ему самому, а значит, им же и применима на практике.
             
Что же тогда является результатом обучения? 
Всем известно, что основные проблемы связаны больше с реализацией, а не с наличием, или разработкой проектов. И речь не только о коммерческих проектах, но и проектах по выходу из сложной ситуации, например.
Выход из подобных ситуаций заключается в том, что нужно не получать откуда-либо готовый проект деятельности, а разрабатывать его с учетом реальных (а не декларируемых!) личных целей и возможностей, интересов участников, используемых средств, ресурсов и т.д. Таким образом, во время обучения решается задача не освоения и последующего внедрения чужого проекта, а организации самого проектирования. Т.е. результатом обучения становится собственный проект действий, размах которого может быть ограничен лишь желаниями участника.
14.03.2014
ГШ. 
 

 
YOU ARE HERE: О себе Интересы и практика использования СМД-подхода Освоение средств СМД-подхода для самообучения и саморазвития

Интенция (лат. intentio "стремление") - направленность сознания, мышления на какой-либо предмет. В основе такой направленности лежит желание, замысел. Буквально: "то, что ведет меня изнутри туда, куда я хочу".