О методологии

Печать
( 0 - рейтинг пользователей )
По докладу Г.П. Щедровицкого в Институте земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИРАН), 1974г.
  
Но что методология позволяет нам делать?
Так вообще нельзя подходить к методологии. Методология есть нечто существующее, и как таковая она ничего не позволяет - она просто существует. В методологию человек может войти, и он может начать в ней работать, если хочет. 
Я утверждаю, что в универсуме человеческой деятельности сложился новый тип и одновременно новый организм и новая сфера деятельности - методология. Вы увидите это, если воспользуетесь теми средствами представления, которые я вам предлагаю... Вы меня спрашиваете: а что она даст, эта методология? А я отвечаю: не нужно так спрашивать, методология существует, и в нее можно включиться, если вы хотите, и это будет означать, что вы будете действовать по законам этой новой профессиональной деятельности. Здесь нужно делать, в принципе, то же самое, что вы делаете, вступая в цех ученых. Но только теперь это будет цех методологии.
Вы не обращаетесь ни к одной из известных научных областей, вы создаете новую область?
В этом вся суть дела и все проблемы, которые перед нами встали. Все взаимонепонимание обусловлено именно этим. Я говорю о том, что есть новая деятельность, существующая особо. 
Я хотел рассказывать дальше о специфических целях и задачах методологической работы, перечислить и в общих чертах охарактеризовать ее основные средства, в частности, те дисциплины, которые она создает: теорию деятельности, теорию мышления, теорию знания, семиотику, теорию науки, теорию проектирования и т.д., и т.п. Но все это - очень большой и длинный разговор, который сейчас не имеет смысла начинать. Я лишь скажу, что одна из основных задач той методологии, о которой я вам рассказываю, состоит в том, чтобы спроектировать систему новых социальных и гуманитарных наук, соответствующих новым потребностям нашего общества.
Сейчас уже создан проект новой педагогики, проект инженерной психологии, идет работа над проектами психологии, социологии, теории проектирования, теории управления. Вся эта работа имеет много разнообразных практических выходов. В настоящее время создаются специальные группы педагогов, психологов, лингвистов, социологов, ориентирующихся на такую методологию и работающих в своих науках.
Но ведь должно быть нечто общее - то, что характеризует движение во всех этих научных дисциплинах как методологическое движение.
Да. Таким общим является технология методологической работы. Можно сказать, что все эти люди одинаково мыслят, работая в своих специальных научных дисциплинах, и они применяют в своей работе одни и те же, средства работы. Но одновременно мы создаем целый комплекс новых наук - наук о деятельности, объединяющих собственно научное мышление, историческое, инженерно-конструктивное, проектное, рефлексивно-эпистемологическое и т.д., и т.п.
Но что при этом исследуется и познается?
С моей позиции, это - неточная постановка вопроса. Сначала нужно создать новые формы и способы мышления, новый стиль, а параллельно и одновременно нужно создаваемый стиль познавать, критиковать и проектировать. Поэтому можно, конечно, сказать, что методологи познают и анализируют лишь свое собственное мышление и свою собственную деятельность. Но так как они строят и осуществляют деятельность в самых разных областях, то анализ и критика их собственного мышления будут вместе с тем анализом и критикой мышления вообще - всех и самых разных видов мышления. А поэтому говорить, что они анализируют, познают и критикуют только свое собственное мышление, будет хотя и правильно, но неточно. Они действительно анализируют, познают и критикуют свое мышление, но через него и посредством него - всякое мышление и всякую деятельность.
Но тогда получается, что методологическое мышление есть более высокий тип мышления, нежели научное...
Об этом я все время и говорю, хотя само понятие "более высокий" требует специальных уточнений. В данном случае эти преимущества методологического мышления обусловлены и объясняются тем, что методологическое мышление захватывает научное, ассимилирует его, сохраняя одновременно все преимущества научного мышления и элиминируя его недостатки. Сама эта элиминация возможна лишь за счет того, что методологическое мышление растет на базе научного и опирается на него.
Тогда получается, что развитие методологического мышления и методологической деятельности ведет к общему прогрессу деятельности, мышления и всей нашей культуры?
Да, именно так я и понимаю все дело, хотя специально подчеркиваю, что это не единственный путь дальнейшего развития культуры. Утверждая эффективность методологического пути развития деятельности, мы совершенно не отрицаем всех других. Наоборот, мы считаем плодотворным и полезным развитие самых разнообразных сфер деятельности, и что каждая из них использует другие в качестве материала для своего развития. Одним словом, здесь не может быть никакого тотального империализма.
Получается, что методология и методологическое мышление представляют собой новый способ освоения мира и одновременно новый способ жизни мыслителя. Но тогда получается, что самая главная ценность - это само существование методологии, а не ее специфические продукты.
Вы совершенно правы, но сама методология должна приобрести еще формы и способы социального существования. Сейчас этого пока еще нет. Вы хорошо знаете, что был период, когда наука не имела таких закрепленных форм социального существования. Ученый не мог получать денег за свои специфические продукты - научные знания, ему платили либо за обучение, либо за инженерные конструкции. Потом произошло становление научного исследования как особой профессиональной деятельности. Стали покупаться и продаваться сами знания. Нечто подобное, как я представляю себе, должно произойти и с методологией. Скажем, сейчас я мог бы создать программу для любой научной разработки, построить проект любой новой науки - это специфические продукты методологической работы, но реально сегодня они никому не нужны, нет покупателей, нет рынка и нет спроса на подобные результаты. Со временем все это, безусловно, появится.
А на что можно рассчитывать, когда будут создаваться подобные проекты?
Я бы мог, конечно, сказать, что в результате мир станет счастливым, но мне не хочется говорить ложь. Лично я счастлив уже от того, что это интересная работа, и от того, что методология хотя и медленно, но неуклонно оформляется и развертывается. И для меня этого пока достаточно.
Источник: http://www.circle.ru
Редакция Г. Школьного
30.11.2011