О Школе СМД-консультирования и саморазвития. Формы и методы работы.

Печать
( 2 - рейтинг пользователей )
 
Фрагменты встречи С.Дидковского – методолога школы СМД консультирования
и саморазвития с участниками клуба СМД в г. Киеве.
 
 
В основании этой школы лежит несколько идей. Первая идея – это то, что СМД не просто метод. Это, в первую очередь, мировоззрение. Это действительно так. И все это мировоззрение выложено на схеме мыследеятельности. Она утверждает следующее. Есть пространство социального взаимодействия, с одной стороны. И здесь ключевыми являются знаки. А с другой стороны, управление жизнью знаков лежит в плоскости мышления. И здесь лежат не знаки, а схемы. Это второй момент.
Третий момент. Увеличение количества знаков определяется качеством схем. Поэтому действовать надо вот в этом пространстве, развивая схемы. Т.е. в пространстве мышления. И тогда прирост знаков происходит в социальной деятельности.
Средством этой технической сдвижки из одного пространства в другое является ОД-Игра. Т.е. если Вы попали в пространство ОД-игры, как бы вы ни пищали, вас все равно сдвинут из пространства социальной деятельности, в пространство мышления. И, хотите вы или нет, но схемы, в которых вы думаете об этом мире, изменятся. Конечно же, когда Вы вернетесь в социум, то мир будет  протестовать против того, что вы изменились. Мир будет кричать вам об одном: «Стань таким, каким ты был прежде». И вот этот этап возвращения в мир – это всегда этап, связанный с целым рядом конфликтов, когда вас будут пытаться вернуть к исходной форме самоорганизации.
 
 
 
Следующее. Это связано с психотехниками, с психотехническими подходами, которые лично я вносил сюда внутрь…
СМД – штука очень жесткая. И там сдвижка от пространства социальных взаимодействий в пространство схематизации осуществляется очень просто. Вам говорят: «Прекрати болтать – нарисуй то, что ты обсуждаешь». И, как правило, когда люди это совершают, они не понимают, что они делают на самом деле.  А происходит такая вещь, что люди рисуют не сам мир, а свое представление о нем. И это представление является элементом сознания. Мы всегда рисуем не сам мир, а то, что у нас нарисовано на «табло сознания». 
Человек же и является элементом своего сознания. Малейшие изменения в сознании  ведут к совершенно ужасным переживаниям и изменениям на уровне ментального  тела, и астрального, и витального, и физического. Поэтому когда я с этим столкнулся впервые, то у меня стал вопрос, -  каким образом интегрировать работу на внутреннем и на внешнем экране сознания? Отсюда пошло все мое увлечение, с одной стороны психотехникой, работающей на внутреннем экране, а с другой стороны, ОД – формой, ориентированной на внешний планшет.
Я начал называть связку внутреннего экрана и внешнего планшета индивидуальной мыследеятельностью. А работу на них - развитием индивидуальной мыследеятельности. Эта идея  не была принята остальными методологами. Я до сих пор в переписке с некоторыми из них. Они говорят: «Все, что ты делаешь – это бред!  Индивидуальной мыследеятельности не бывает!» Я отвечаю: «Бывает! Если здесь вы, а здесь мир социальных взаимодействий и в формирование движения знаков включены десятки коллективов, и вы рефлексивно поглотили все это, то это - пространство вашей индивидуальной мыследеятельности. Хотя она и коллективна, как объект вашего индивидуального мышления и коллективно ориентированного действия» Понятно, да?
Я утверждаю, что любая коллективная мыследеятельность, будучи отрефлектирована и управляемая одним, превращается в индивидуальную. Она приватизируется. И поэтому я утверждаю, что я развиваю индивидуальную мыследеятельность. В этом специфика школы. 
Я пойду сейчас по списку и буду относить Ваши отзывы о пятой  сессии Школы, на которой Вы побывали, к сказанному…
 
Вызов. Вызов – это элемент технологии СМД-шной. СМД-шная технология вся строится на вызове. Нужно человеку бросить вызов. Желательно много вызовов бросить. Одни в открытой форме, другие в скрытой. Потому что запуск игры возникает за счет того, что у человека появляется враг. Внутренний или внешний, с которым нужно бороться. Если тренер игру строит таким образом, что не появляется вызова, то игра не запускается. Иногда, я сам за счет смысловой рамки вызов организовываю, иногда за счет техники схематизации, иногда за счет прямого сообщения, иногда сами участники за право вести группу бросают друг другу вызовы и тогда возникает поле бесконечной борьбы друг с другом за то, чьи интересы в этой группе будут реализованы. Поэтому – это как бы элемент технологии.
 
Изменение отношений. Если говорить по большому счету, то, конечно же, основным результатом этой игры (Школы пять) – это является изменение отношений к себе и своей МД. И моя задача была всех вывести на осознание того, что у меня есть то, что стоит выносить в мир. Ключевая задача была именно такая. Что каждый из нас человек достойный и ему есть, что презентировать себе и другим. 
И второе – это, конечно, изменение отношений к социальному миру. Основная идея, транслируемая в Школе - упираться надо не в пространство знаков, вокруг которых крутятся социальные взаимодействия, а в схемы и в изменение схем их организующих. Не знаю, на сколько удалось донести эту идею, до всех, думаю не до конца. Поэтому у нас следующая школа будет на прямую ориентирована на различение схем и знаков. И на сдвижку приоритетов в сторону схем.
Это значит, что у участников Школы идет переоценка отношений. Знаки начинают терять свою ценность, а схемы начинают ее обретать. Потому что движение в схемах гарантирует вам расширение диапазона получаемых знаков.
 
Хочется изменений в реальной ситуации. Изменение реальной ситуации происходит ровно на столько, на сколько Вы изменились сами. И как бы вы не хотели больших изменений, если вы схему своей самоорганизации не доработали, изменений больших не произойдет. Поэтому одна из задач школы – этот момент прояснить. Если вы изменения в схемах произвели, то реальность изменяется сама. Вам больше ничего не надо делать. Все происходит само собой, как в сказке. К примеру, нам на четвертую школу – на учебную ОДИ -  нужна была группа лиц из одной компании. И она пришла, настоящая компания   практически в полном составе. На пятую сессию  у нас стояли иные задачи, и эти люди  нам были не нужны и они не пришли. Нам нужны были ОДИ-шники. И они появились. На следующей сессии нам нужны будут другие люди. И я вам гарантирую, что у нас будет другой основной контингент. 
 
Проблема связи методологии и жизни. Она именно в этом и состоит, что нашим сознанием не очень «ухватывается» эта связка – выхода в схематизмы и возвращения в знаки. Нужен опыт определенный и проработка его, чтобы это стало очевидным. Мы получаем ровно столько, на сколько наши схемы совпадают с реальной обстановкой. Если идут расхождения, то, как бы мы не упирались, можем получить только неприятности. Чем больше давим реальность, тем больше неприятностей на себя наслаиваем и каждый из нас знает десятки историй о том, как миллионеры, идущие путем прямого бескомпромиссного действия,  в одно мгновение превращались в людей в тюремных камерах. В Украине это хорошо видно. Олигархи тупо жмут окружающих, пока власть у них есть, теряют власть и их сразу - в камеру. А почему? Низкий уровень осознанности. Не жать надо, а со схемами мышления собственного работать, и тогда все будет идти успешно.
 
Пройдусь еще по теме «возвращение в жизнь». Возвращение в жизнь – вещь сложная, мы наверное будем в будущем  уделить этому больше внимания. Потому что, действительно, когда возвращаешься изменившимся, то все хотят вернуть тебя в старую форму. А вернуться туда уже не возможно. И оказываешься в странном положении, а что же мне делать? Уходить из этого коллектива или оставаться? Уходить из этой сферы деятельности или оставаться?
 
Расширение социальных контактов. Это презентация. И ключевой вопрос, что презентировать? А это самоопределение. Поэтому, если самоопределиться, то будет легко. А если хитрить и вкрутить,…  Один мой знакомый так говорит:  «Мой учитель – Бондаренко… Я его, правда, не уважаю, но это самый лучший человек… Просто я у него прошел один тренинг, оказалось – полное дерьмо. То ли дело  Хелингер.. правда он фашист, но вообще-то вообще-то Хелингер хороший… Я, правда, выдержал всего два часа на его семинаре и ушел, потому что я ненавижу придурков, но … я научился у него расстановкам и теперь их успешно практикую» И так без конца.  И при этом надеется на успех в консультировании и признание окружающих.
Или другой пример, с другим знакомым. Он мне: «У тебя все получается, потому что ты с брендом определился». Я отвечаю: «Ты пойми, я не с брендом определился, а с мировоззрением». Он: «А у меня плохо идет, потому что у меня бренда нет. Я хочу заниматься и тем, и сем, и пятым, и десятым…» А ты подписался под бренд СМД и он тебя двигает. А вот мне сложно. Потому что я хочу проявить свою индивидуальность. А ты свою стер. Поэтому к тебе идут клиенты. А мне надо все самому делать. Потому что я  не уважаю СМД-подход. Но я хочу быть успешным, помоги!». И так  он все время плывет. Его тянет, то в какие-то изотерические формы работы, то в традиционные бизнес консалтинг и стратегическое планирование, то еще в развитие сверхчувственного восприятия, и т.д. И все бы ничего, но у него нет точки опоры. И его разносит – он ситуацию теряет. И помочь ему ничем нельзя, поскольку самоопределение = это личное дело.
И здесь только самостоятельное определение себя в мире дает вам возмоность остановится, поставить цели и начать строить нужные контакты. И тут нужно понимать, что Человек самоопределяется не в ситуации. Человек самоопределяется в культуре, где лежат все онтологии. И самоопределятся нужно здесь а не в социуме. А простое расширение социальных контактов, без онтологического самоопределения  ничего не дает. И сегодня -  это вопрос, волнующий многих. Потому что в мире так много всего и так хочется принадлежать и одному и второму и третьему коллективу, но почему-то это ничего не дает.
 
Исчезновение. Да, исчезло пространство обучения. Мы теперь должны говорить о следующем. Поскольку все перешло в ранг развития, то программы обучения должны перейти в ранг самообучения.
Вполне возможно, что каждый должен завершать сессии школы презентациями своих программ самообучения. И указывать в них -  что именно для себя он открыл, чего он не знает,  и что он будет делать, что бы с этим познакомится? Это первый момент. И второй – группе, которая выйдет на шестой уровень, нужно напомнить, что обучение и развитие носят рефлексивный характер. И каждый должен понимать, что  если у него не будет определенного количества рефлексивных рассказов, описаний техник и личной аналитической программы исследования того, что было использовано им лично в практике и отнесения этого всего к  текстам Щедровицкого, Генисаретского и прочих основателей СМД, то они получит сертификаты участника, но не более того. Тема рефлексии собственного опыта куда-то уплыла у нас. Все меньше и меньше рефлексивных текстов на личных страницах участников на сайте школы. Ради Бога… Уплыла и уплыла… Но я, как руководитель содержательной части программы не вижу оснований давать квалификационный сертификат таким посетителям Школы. Сертификат  участника – пожалуйста, а  квалификационный – увольте. У меня нет для этого никаких оснований.
Нужно писать рефлексии, нужно прорабатывать базовые парадигмы и разбираться с этим. Писать что-то типа отчетов… Я, например, взял сейчас тему себе «Мысль-коммуникация» и ее прорабатываю очень тщательно. Я только за этот год прочитал работ тридцать из совершенно разных областей: лингвистика, психолингвистика, переговоры, все что связано с разговорными жанрами… Так бы я в жизни этого не делал. Суть такова – я в год пишу приблизительно сто страниц аналитического текста. И если такую работу не делать, то вы и не двинетесь в СМД-подходе. Ну пробежали школу… Ну и ладно… А дальше?
Вот такие требования будут к завершению. Если такая работа не делается, это значит, что человек просто приходит, работает внутри и уходит. А самостоятельной работы не ведет.
 
Вот все, что хотелось мне сказать по тому, как я вижу завершение школы, ее продолжение… Т.е. повторяю, что весной 2012 года школа начнет работать в новом формате. Будет семь групп. Обучение уйдет на двадцать пятый план. И это будут тематические сессии, темы которых будут формироваться сообща. Учебная программа шестиуровневая останется, но она будет позволять людям себя более-менее свободно чувствовать. Потому что к разным группам будут разные требования.

25.04.2011. г. Киев
Редакция 04.06.2011. Г.Школьный